Адвокат в Санкт-Петербурге
8-953-341-19-00
8-931-977-41-55

Жалоба

Жалоба — обращение в вышестоящую организацию с целью восстановить нарушенное право.

Жалоба может быть подана на действие и бездействие гражданина, должностного лица, организации, государственного и муниципального органа, и даже государства.

Жалоба - серьезный аргумент

В большинстве случаев с жалобой можно обращаться неоднократно, но важно знать, что результат во многом зависит от первоначального впечатления, которое произведет жалоба, то есть от ее полноты и обоснованности преимущественно зависит, будет ли инициирована проверка по тем обстоятельствам, на которые ссылается автор жалобы, или автор получит отказ. Результаты жалобы всегда оформляются в письменном виде и если ответ в установленные законом сроки не дан, то это также может являться основанием для очередной жалобы.

Сроки подачи жалобы, восстановление срока подачи.

Сроки подачи жалобы, устанавливаются законом в зависимости от того относится ли дело к гражданским, уголовным, административным, в зависимости от причин возникшего спора и оснований обжалования незаконного действия или бездействия, в зависимости от фигурантов конфликта (физическое или юридическое лицо, орган власти). Приводить конкретные сроки в данной статье считаю целесообразным только в качестве примера, поскольку российское законодательство постоянно претерпевает изменения, и в связи с этим сроки обжалования тех или иных решений и процессуальных действий также постоянно меняются.

По общему правилу сроки подачи жалобы ограничены периодом, предусмотренным в законе, и так как видов жалоб, не побоюсь этого слова, великое множество, то период, в течение которого жалоба может быть подана, определяется исходя из конкретной ситуации и оснований ее подачи. Так, например, по состоянию на 1 сентября 2016 года установленный законом срок подачи жалобы на приговор суда, не вступивший в законную силу, составляет 10 суток, на решение суда по гражданскому делу, не вступившее в законную силу - 1 месяц, обжаловать действия должностного лица в суд в административном порядке можно в срок до трех месяцев, для принесения жалобы в надзорном порядке по гражданскому делу предусмотрен срок шесть месяцев, а сроки подачи надзорной жалобы по уголовному делу временными рамками не ограничены. При этом закон разграничивает жалобы, поданные в досудебном порядке, например в жилищную, трудовую инспекцию, управляющую компанию, прокуратуру и т.д., и жалобы, поданные в суд, например, апелляционную, кассационную, надзорную жалобы, содержание к которым определяется процессуальным законом применительно к жалобам в мировой, районный, городской, Верховный, Арбитражный, Конституционный суд соответственно.

Как практически нет одинаковых ситуаций, так и нет одинаково универсальных способов инициирования жалобы. Для каждого нарушения приемлема своя форма и срок ее подачи. Даже в ситуациях, когда срок подачи жалобы был пропущен, есть исключения из правил, соблюдая которые жалоба в конечном итоге будет рассмотрена. Так, если гражданин не знал о том, что его право нарушено и пропустил сроки, срок подачи жалобы может быть увеличен, если будет доказано, что это незнание произошло по уважительной причине. Кроме того, важно знать, что для восстановления пропущенного срока должно быть подано соответствующее прошение с подробным обоснованием уважительности причин пропуска. Без этого прошения срок восстановлен не будет.

Необоснованный отказ в восстановлении срока также может быть обжалован. Если срок восстановлен, то жалоба будет рассмотрена. Рассматривая такого рода заявления, суд исходит из того, что право на обжалование возникает с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Порядок подачи жалобы

Порядок подачи жалобы для каждой ситуации свой. Общее требование ко всем жалобам заключается в необходимости подать жалобу в установленный срок, с изложением в письменном виде причин обращения, с указанием нарушений и конкретизацией прав, которые были нарушены тем или иным действием либо бездействием.

В целом по общим требованиям, предъявляемым к жалобам, в тексте жалобы должно быть указано название инстанции, в которую она подается, отражены сведения о заявителе и лице, чьи действия обжалуются, к ней должны быть приложены копии документов, подтверждающих обоснованность доводов заявителя и копии отказов предыдущих инстанций (при их наличии).

Инстанция, в которую подается жалоба во многом определяется требованиями закона и влияет на порядок подачи жалобы и изложение требований. Так, например, обжаловать недобросовестные действия судебного пристава-исполнителя можно в досудебном и в судебном порядке:

  • в порядке, предусмотренном ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» по принципу подчиненности старшему судебному приставу УФССП, главному судебному приставу территориального органа УФССП, а затем и главному судебному приставу РФ,
  • в порядке ст. 10 и 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» - в прокуратуру,
  • в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ - в районный суд общей юрисдикции или в порядке ст. 329 Арбитражного кодекса РФ - в арбитражный суд (в зависимости от заявителя).

При этом заявление об оспаривании постановления судебного пристава будет принято к производству в порядке ст. 329 Арбитражного пр. кодекса РФ в случаях, если исполнительный документ выдавался арбитражным судом, если исполнительный документ затрагивает интересы организации или гражданина-предпринимателя, если обращение взыскания направлено на имущество организации или гражданина-предпринимателя. В иных случаях жалоба подается в суд общей юрисдикции. Для обжалования в суде отказа главного судебного пристава необходимо сначала получить от него письменный ответ с обоснованием причин отказа.

Доводы, изложенные в жалобе, в каждом случае влияют на ее содержание и выбор инстанции, в которую она подается. Иногда, даже в похожих, почти идентичных ситуациях форма и порядок подачи жалобы могут быть разными, так как основания для жалобы зависят от обстоятельств, при которых были нарушены права заявителя. Общее, что объединяет все жалобы по своей сути, это то, что все заявители опираются на нарушения их прав и выдвигают требования по устранению допущенных нарушений.

Следует помнить, что даже неограниченная законом возможность неоднократной подачи жалобы не должна создавать у заявителя иллюзию того, что если неграмотная, составленная некачественно без помощи адвоката жалоба не принесет желаемого результата, то можно будет подать новую, устранив ошибки, допущенные при написании предыдущей жалобы. Правоприменительная практика часто идет по инерции, так как получение отказа в первый раз создает определенные предпосылки и усиливает вероятность получения отказа во второй и последующие разы обращения.

А в некоторых случаях нормативные акты прямо предусматривают необоснованность многократного обращения с жалобой, указывая что, если в обращении содержится требование, на которое заявителю неоднократно давались письменные ответы в связи с ранее поданными жалобами, и при этом в жалобе не отражены иные доводы и обстоятельства, то заявителю направляется отказ с формулировкой о безосновательности поступившей жалобы и прекращении переписки с ним по указанному в жалобе вопросу при условии, что указанная жалоба и предыдущие жалобы направлялись в один и тот же адрес.

Так, например, пункт 84.3 Приказа министерства промышленности и торговли РФ от 29 мая 2013 г. №807 указывает на безосновательность многократного обращения с идентичными жалобами в Минпромторг РФ, если ответ по существу жалобы уже давался ранее, что фактически лишает заявителя возможности получить результативный ответ при следующем обращении с жалобой.

Кроме того, составитель жалобы должен понимать, что незнание закона не снимает с заявителя ответственности за ее содержание, поэтому так важно при отсутствии юридических знаний обращаться за консультацией к адвокату.

Таким образом, исходя из обстоятельств конкретной ситуации и времени ее возникновения, опытный адвокат по составлению жалоб, определит срок для подачи Вашей жалобы, поможет выявить и обосновать нарушения Ваших прав, составит жалобу и разъяснит порядок ее подачи.